Главная » Вши » ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ВШЕЙ, или ПРИВЕТ, НЕМЫТАЯ ЕВРОПА
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ВШЕЙ, или ПРИВЕТ, НЕМЫТАЯ ЕВРОПА Почти за 500 лет до н. э. Геродот писал, что у египетских жрецов и писарей всегда были тщательно выбриты головы, «…чтобы никакая вошь или иная нечистая тварь не могла прицепиться к ним, когда они служат богам…» С этой же целью брили головы и подбородки фараоны, цари и вельможи в Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ВШЕЙ, или ПРИВЕТ, НЕМЫТАЯ ЕВРОПА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ВШЕЙ, или ПРИВЕТ, НЕМЫТАЯ ЕВРОПА

Почти за 500 лет до н. э. Геродот писал, что у египетских жрецов и писарей всегда были тщательно выбриты головы, «…чтобы никакая вошь или иная нечистая тварь не могла прицепиться к ним, когда они служат богам…» С этой же целью брили головы и подбородки фараоны, цари и вельможи в Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии.

Те пышные шевелюры, которые мы можем видеть на древних египетских фресках и барельефах, являются ничем иным, как париками. Основная же масса высших слоев египетского общества, в том числе и женщины, предпочитали быть лысыми. Вши серьезно начали заедать уже древний мир, поэтому не удивительно, что принимались такие радикальные меры предосторожности. Даже в относительно чистоплотном Риме диктатор Сулла умудрился умереть от вшивой болезни, паразиты буквально съедали его тело.

Известно чудесное свойство шелковой ткани – в ней не заводятся вши, что делало ее особенно ценной в далекие времена, и, соответственно, стоила огромных денег. Долгое время шелк производился только в Китае, что приносило этой стране баснословные доходы. Кочевники, соседствовавшие с китайцами, предпочитали брать дань с этой страны в виде шелка. Во-первых, его можно было выгодно «загнать», пустив в Европу по Великому шелковому пути, во-вторых, наличие шелковой одежды помогало решать кочевым вождям личные гигиенические проблемы, которых хватало, если учесть, что мыться они, мягко говоря, не любили и часто не мылись совсем.

У монголов существовало поверье, что если человек помоется в реке, то это может вызвать грозу со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Поэтому если блюстители монгольского порядка заставали человека за таким богопротивным занятием, как мытье, то провинившемуся грозила серьезная кара, вплоть до лишения жизни.



Одна из основных причин педикулеза – отсутствие средств гигиены, грязь и нечистоплотность. Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало. И нужно сказать, что положение дел исправлялось весьма медленно. В начале прошлого века российский писатель и публицист Иван Солоневич, описывая впечатления от путешествия по Европе, писал: «Историки говорят о московской грязи и об европейской чистоте. Версальский двор купался, конечно, в роскоши, но еще больше он купался во вшах: на карточный стол короля ставилось блюдечко, на котором можно было давить вшей. Были они, конечно, и в Москве – больше их было или меньше – такой статистики у меня нет. Однако, кое-что можно было бы сообразить и, так сказать, косвенными методами: в Москве были бани, и Москва вся – городская и деревенская, мылась в банях, по крайней мере, еженедельно. В Европе бань не было. И сейчас, больше двухсот лет после Петра, бань в Европе тоже нет. Города моются в ваннах – там, где ванны есть, деревня не моется совсем, не моется и сейчас. В том же городке Темпельбурге, о котором я уже повествовал, на пять тысяч населения имеется одна ванна в гостинице. А когда мой сын однажды заказал ванну для нас обоих – он пришел раньше и вымылся, я пришел позже, и администрация гостиницы была искренне изумлена моим требованием налить в ванну чистой воды: истинно русская расточительность – не могут два человека вымыться в одной и той же воде!»

Христианские проповедники Средневековья призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.



Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Интересно, что средневековые европейские медики считали мытье в ванной не то что ненужным делом, но даже вредным. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани.

Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.

Король-Солнце, или Король-Амбре?

Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной – толстой, мягкой, опрысканной благовониями – бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.

Епископ Мерзенбурга Титмар писал о князе Владимире Святославовиче: «Упомянутый король носил венерин набедренник, усугублявший его врожденную склонность к блуду». «Венерин набедренник» – это, говоря современным языком, трусы, о которых просвещенный европейский христианский иерарх понятия не имел. Такая вот гигиена по-европейски.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2-3 раза в год.



Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен- Симона. Придворные дамы Версальского дворца прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе) вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию – у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони – кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.



На мусульманском Востоке бани были само собой разумеющимся, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря: «Чистота — половина веры». Ещё одно из высказываний Мухаммеда: «Тепло хаммама (бани) увеличивает плодовитость и, соответственно, количество почитателей ислама». Крестоносцы, шлявшиеся по Ближнему Востоку, как у себя дома, и перенявшие у мусульман экзотическую привычку мыться, почитателями ислама все-таки не стали и перенесли эту привычку на свою христианскую родину, где она, однако, стараниями их соотечественников, была быстро похерена. Так что удивляться тому, что в опочивальне Людовика «пахло» отнюдь не «Шанелью», не стоит.

Как вши Наполеона победили

В 2006 году газета «The New York Times» писала: «Вторжение великой армии Наполеона в Россию в 1812 г . считается одним из крупнейших военных фиаско в истории. Из полумиллиона солдат, посланных на Москву, домой вернулись не более 5%.

Часть армии погибла в Бородинском сражении и других битвах, но многие погибли от голода и болезней или замерзли от холода во время отступления под снегом.

Поскольку многие солдаты умерли от лихорадки, и было известно, что они страдали от вшей (об этом написано во многих источниках, включая «Войну и мир» Толстого), ученые давно предполагали, что войско пало жертвой болезней, которые переносят вши, таких, как траншейная лихорадка и тиф.

Теперь исследователи Средиземноморского университета в Марселе (Франция) предоставили весомые доказательства того, что вши действительно сделали свое дело. Проанализировав почву и останки зубной ткани в одной из братских могил наполеоновской армии, обнаруженной несколько лет назад в Вильнюсе (Литва), ученые обнаружили остатки вшей и ДНК переносимых ими болезнетворных бактерий. В 2,5 фунтах почвы были найдены останки пяти вшей, причем на трех из них были обнаружены бактерии, вызывающие траншейную лихорадку. Ученые изучили зубную ткань 35 солдат и выявили у семи из них бактерии траншейной лихорадки, а у трех – бактерии, вызывающие тиф».



По легенде, жертвой вшей в сое время стал и гетман Иван Мазепа: «Петр I настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепы, и на ясновельможного, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши! Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Согласно легендам, Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер».

Вши заедали немцев под Сталинградом. Очевидцы описывают, как от умерших немецких солдат расползалось «шевелящееся серое покрывало», состоявшее из вшей. Завшивленность достигала практически нереальных величин. Так с 12 доставленных военнопленных в военно-полевом госпитале было снято 1,5 кг (!) вшей, что в среднем давало цифру в 125 г на одного человека (т.е. при среднем весе вши — 0,1 мг, с одного раненого снимали до 1 250 000 особей!).

Бывшие узники сталинского СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения) вспоминали, что вшей использовали для пытки заключенных и выбивания показаний. Возможно, что были такие случаи, однако те же политзаключенные 30-х – 40-х годов прошлого века были свидетелями и обратного. «Если в партии заключенных, отправленных с распределительного пункта, при тщательном досмотре на месте прибытия обнаруживалась хотя бы одна вошь, врач распределительного пункта получал тридцать суток карцера», – свидетельствовал Владимир Чернавин в своих «Записках вредителя».

Как бы там ни было, но избежать педикулеза в скотских лагерных условиях было просто невозможно. Другой опытный «сталинский сиделец» писатель Варлам Шаламов вспоминал: «Конечно, вшивость – понятие, нуждающееся в уточнении. Какой-нибудь десяток вшей в белье за дело не считается. Вшивость тогда начинает беспокоить и товарищей и врачей, когда их можно смахивать с белья, когда шерстяной свитер ворочается сам по себе, сотрясаемый угнездившимися там вшами».



Заключенные как могли боролись с этой напастью своими, доступными им методами, так как мер, предпринимаемых лагерной администрацией, явно не хватало. «Зека» либо вываривали одежду, либо закапывали ее на ночь в снег.

Сыпной тиф, переносимый вшами, стал воистину стихийным бедствием во времена Гражданской войны в России. За три года войны безвозвратные потери от острых инфекционных болезней, в том числе и тифа, превысили 2 млн. человек. Сыпному тифу в большей мере были подвержены белогвардейские войска, они стали источником распространения эпидемий. Убедительную картину рисовал бывший народный комиссар здравоохранения Н.А.Семашко: «Когда наши войска вступили за Урал и в Туркестан, громадная лавина эпидемических болезней (тифов всех трех сортов) подвинулась на нашу армию из колчаковских и дутовских войск. Достаточно упомянуть, что из 60-тысячной армии противника, перешедшей на нашу сторону в первые же дни после разгрома Колчака и Дутова, 80% оказались зараженными тифом. Сыпной тиф на восточном, возвратный, главным образом, на юго-восточном фронте, бурным потоком устремились на нас». Эпидемия сыпняка приняла такие масштабы, что В.И. Ленин в декабре 1919 г . ставил вопрос о борьбе с ней в общероссийском плане: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». Социализма нет уж лет двадцать, а вши как были, так и остались. Прав был Владимир Ильич.

Бытуют странные легенды о вшах. Вши возникли из пыли, праха, пепла и даны человеку, дабы он не пребывал в лени и безделии. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Согласно польской легенде, Христос увидел людей, сидящих на улице без дела в воскресенье, в то время как шла служба в церкви, и бросил в них горсть праха (пыли) со словами: “Вот теперь вам будет, чем заняться”.



А в средневековом городе Гурденбурге (Швеция) вши принимали участие в выборе мэра города. Вошь имеет, как все паразиты, регрессию, в данном случае, потерю остроты зрения, различает свет и темноту (избегает света, стремясь в темные места); но зато обонятельными усиками прекрасно определяет вожделенный запах теплой человеческой плоти. Так вот, претендентами на высокий пост могли быть в то время только достопочтенные люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились на площади возле ратуши вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

О admin

Рейтинг@Mail.ru