Главная » Ребенок и все о нем » 5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

Некоторые малыши начинают говорить в год-полтора, а другие молчат и в 2, и в 3. Именно тогда родители и начинают тревожиться: все ли в порядке с ребенком?

врач высшей категории, терапевт, канд. мед. наук, зав. отделением ЛФК ГАБТ РФ, Москва

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.





5 причин, почему ребенок не говорит

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Нарушение зрения.
  4. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  5. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если в 4 месяца младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в 9 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).






5 причин, почему ребенок не говорит

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.





Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

5 причин, почему ребенок не говорит

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);



с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.



Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.



Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.



Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).



Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».

Источник фото: Shutterstock

5 причин, почему ребенок не говорит

4 месяц открывает второй триместр жизни младенца. Что он привносит в его общее и речевое развитие?

5 причин, почему ребенок не говорит

3 месяц привносит новое: все, чему малыш «научился» за прошедшее время, совершенствуется. Количественные изменения переходят в качественные: наблюдается «скачок» во всех сферах развития крохи.

5 причин, почему ребенок не говорит

С окончанием периода новорожденности начинается эпоха младенчества. Хорошо, если малыш за 1 месяц адаптировался к окружающему миру и у него сформировался суточный ритм жизни.





Перинатальная гипоксия стала причиной того, что моему малышу поставили ЗРР в 3,5 года. Когда все сверстники кругом пытаются говорить "папа" или "мама", некоторые говорят уже предложениями, а твой мычит и тычет пальчиком, начинаешь задумываться: а все ли в порядке? И в садике было очень тяжело. Я думала, что это я что-то делаю не так, я – плохая мать.

Я обратилась к педиатру, тот направил моего сына к отоларингологу, чтобы проверить слух. Когда выяснилось, что со слухом у нас все в порядке, нас направили к неврологу. Тот назначил ЭЭГ, провел обследование с привлечением логопеда-дефектолога. И вот он диагноз: ЗРР. Справились мы следующим образом: регулярно посещали логопеда-дефектолога, занимались дома, делали рефлексотерапию и кололи ноотропный препарат кортексин, которой улучшает работу головного мозга. Многие мамы боятся делать уколы. А многие просто отрицают существование проблемы Хочу всем сказать: напрасно! Необходимо больше следить за своими детками, ведь выявление проблемы на ранней стадии поможет быстрее и проще с ней справится, нежели в позднем возрасте. Тем более сейчас существует столько современных и безопасных методов!



11 июля 2017 11:34

Конкурсы

5 причин, почему ребенок не говорит

Свинка Пеппа и ее семья

5 причин, почему ребенок не говорит

Моя любимая доченька

5 причин, почему ребенок не говорит



Солнце, воздух и вода

5 причин, почему ребенок не говорит

Наша большая семья!

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

Речка, лес, цветы.

5 причин, почему ребенок не говорит



5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

рисунок ” Девочка на поляне цветов”

Интересное в сети

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

5 причин, почему ребенок не говорит

© Официальный сайт журнала “Мама и малыш”




data-ad-format=”fluid”
data-ad-layout=”in-article”
data-ad-client=”ca-pub-4225432977519887″
data-ad-slot=”9391934556″>

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-65050 от 10.03.2016. Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Все материалы, опубликованные на сайте, являются собственностью издательства. Перепечатка, частичное или полное использование статей в открытых источниках запрещены без соответствующего разрешения издателя. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Редакция не несет ответственности за содержание материалов, опубликованных на правах рекламы.

О admin

Рейтинг@Mail.ru