Главная » Льготы » Психологические особенности многодетной семьи

Психологические особенности многодетной семьи

Психологические особенности многодетной семьи

Психологические особенности многодетной семьи

В России многодетной считается семья, воспитывающая троих и более детей. К сожалению, в процентном соотношении многодетные семьи составляют всего лишь 6.6% от общей массы семей с детьми в России. Помимо демографической проблемы, которая вытекает из такого соотношения, есть еще и психологический аспект, который влияет на психологический климат общества. В семейной системе семьи с одним-двумя детьми доминирует так называемая детская подсистема – семья живет по законам Все лучшее детям и является детоцентрированной. В многодетной семье превалирует родительская подсистема, и это более функциональный и иерархически верный тип семьи. Если сравнить структуру недетоцентрированной семьи (когда главенствующее место в семье занимает отец, а мать прислушивается к его мнению и вместе они представляют собой правящую коалицию над так называемым народом — детьми), то она, эта семья, являет собой микромодель здорового государства, имеющего свое правительство. Данная форма иерархии таким образом формирует характер ребенка, что он становится более адаптированным для жизни в обществе и менее эгоистичным, чем ребенок из малодетной семьи. Для ребенка в процессе его взросления чрезвычайно важно находиться в определенных границах, получать опору от взрослых, ориентироваться на их авторитет. Рассмотрим идеальный вариант. Отец является главой семьи, опорой, обеспечивает семью, является непререкаемым авторитетом. Мать создает в семье комфорт и тепло, прислушивается к мнению отца и не конкурирует с ним за место главы семьи. Дети подчинены родителям, прислушиваются к их мнению, живут в рамках, выставленных родителями как ориентиры для детей. Психолог Татьяна Шишова считает, что отец в семье должен быть строгим, а мать ласковой и лояльной, однако чтобы дети не садились матери на шею, в семье должна соблюдаться строгая иерархия и отец должен поддерживать авторитет матери и требовать от детей послушания жене. [1]



Важно сохранять хотя бы примерно такой тип ролей в семье, тогда ребенок растет в более гармоничной среде и ему потом проще адаптироваться в обществе.

Проблемы могут возникнуть от измененных ролей, например, когда мама — глава семьи, а отец играет подчиненную роль. Мальчикам в этом случае очень сложно почувствовать себя мужчиной, так как мужские качества, получается, больше присущи маме, а женские — папе. Такое положение вещей может негативно сказаться на формировании характера ребенка и на его способе строить отношения.

Другая не совсем здоровая ситуация – когда родители живут по принципу все лучшее – детям. Это тоже в корне неверно и нарушает структуру иерархии, воспитывая эгоизм у младшего поколения. Принцип должен быть другой: все лучшее — родителям, как бы странно это не звучало.

Есть еще одна особенность многодетной семьи. Дети, если их трое и больше, более адаптированы к жизни в социуме, так как за время общения с сиблингами (братьями и сестрами) обрели необходимые навыки коммуникации.

В современном мире родителям достаточно сложно стать авторитетными для своих детей, так как сегодня растет авторитет школы, которая отбирает все больше полномочий на воспитание ребенка, авторитетом также становятся сверстники, и, конечно, в немалой степени детское мировоззрение формируют интернет и социальные сети. Дети из многодетной семьи, если она благополучна, зачастую не особо нуждаются в общении со стороны ,как, например, единственные дети в семье, и меньше подвержены влиянию извне, что способствует формированию благоприятного психологического климата и поддерживает семейные ценностные ориентиры.



Семья в том случае будет благоприятной и гармоничной, когда ею руководит опытный, компетентный, любящий, демократичный взрослый член семьи. Когда в семье четко сформированы коалиции (ребенок-ребенок, муж-жена), во главе семьи стоит родительская коалиция, а не детская. Когда у каждого члена семьи есть свое пространство. Когда семья активно вращается в социальном окружении, обменивается опытом, информацией, заводит новые знакомства и ведет активный образ жизни с учетом интересов каждого. Когда каждый член семьи чувствует эмоциональную близость друг с другом и в любой момент сможет опереться на плечо того, кто рядом. Когда система семейного взаимодействия основана на естественной привязанности родственников, и все члены семьи обладают умением принимать другого таким, какой он есть.

Таким образом, многодетная семья самим фактом своего устройства поддерживает более здоровую форму иерархии в семье, ввиду того что существовать в формате многодетности с установкой на детоцентрированность очень сложно.

Однако при этом необходимо отметить, что огромная нагрузка ложится на родителей. Давайте обратимся к истории. Количество многодетных семей в советское время было, будем откровенны, не таким уж высоким. Стереотип о многодетности в связке с не- благополучностью, к сожалению, присутствует и сейчас, однако число многодетных семей все-таки растет. Но при этом изменилась и среда, в которой живет и функционирует многодетная семья. По мнению психолога и многодетной мамы Екатерины Бурмистровой [2], в дореволюционной России, где многодетность была нормой, количество взрослых на число детей было другим, требования к воспитанию и образованию детей были тоже другими, а в крестьянской семье были дедушки-бабушки-тетушки, которые помогали родителям. При этом труд был не интеллектуальный и детям не требовалось особого образования, их растили как помощников по хозяйству с ранних лет. В дворянской многодетной семье были гувернеры и прислуга для помощи родителям, и именно они помогали качественно образовывать и воспитывать большое количество детей. Современная многодетная семья разительно отличается от прежнего варианта. Потребности растут (всем детям надо дать образование, обуть, одеть, обеспечить жильем – об этом говорят общественное мнение и реальность жизни), а ресурсы для реализации этого проекта, как человеческие, так и материальные, недостаточны. Родители в основном сами трудятся, чтобы обеспечить семью. Как правило, работает только отец, а мама совмещает в себе ипостаси кормилицы, няньки, гувернера, извозчика, кухарки. Ведь достаточно сложно организовать и быт и образовательный процесс в семье (школы, секции, кружки) без помощи извне. Одно дело воспитать одного ребенка и дать ему все то, что принято в обществе, другое — троих-пятерых. Безусловно, родители подчас испытывают большие трудности, и в этом плане важно реально оценивать свои возможности и не стремиться к идеальности, иначе можно быстро утратить психологические ресурсы и выгореть (кстати, по статистике, многодетными родителями становятся отличники, те, для кого идеальность стоит во главе угла). Важно позаботиться о себе, возможно, в ущерб престижу очередной секции или школы, расположенной далеко от дома.



В любом случае, можно сказать что многодетная семья — это особый случай, достойный восхищения как в плане обеспечения семьи материальными ресурсами, так и в плане процесса воспитания – постоянно приходится проявлять дипломатические качества при улаживании в народе различных конфликтов. Дети в многодетной семье разновозрастные и с разным характером, что позитивно сказывается на межличностных отношениях.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

О admin

Оставить комментарий

Рейтинг@Mail.ru